Milchar (milchar) wrote in gomberg_fanclub,
Milchar
milchar
gomberg_fanclub

Высшее образование в США

gomberg:



http://vryadli.livejournal.com/585700.html
2009-06-06

Я был в американской системе студентом, был аспирантом/"семинаристом" и являюсь, в некотором смысле, "поставщиком" (посылаю своих выпускников в американские аспирантуры). Увы, я никогда в Америке самостоятельно не преподавал, не бывал на совещаниях кафедр и проч. (опыт такого рода у меня все более мексиканский и немного испанский, но это другие образовательные системы).

Я попал в США студентом, и, хотя опыта советского высшего образования у меня не было (только поступил и сразу уехал), но был некий настрой на образование именно "профессиональное", и странный зверь под названием liberal arts мне был абсолютно непонятен. Всякие обязательные курсы философии и театра раздражали, историю (кроме американской) я и так знал довольно прилично, а литература с физикой казались неуместными. Курсов математики и экономики (мои majors) было мало. К тому же, я, увы, андергредом был в очень рядовом, чтобы не сказать посредственном, американском университете. В общем, из своего liberal arts education я, увы, много недобрал, относясь к "общеобразовательным" предметам несерьезно

Мое убеждение в ценности именно либерального компонента основано, пожалуй, на трех вещах. Во-первых, в итоге именно оно нередко запомнилось и оказалось важным. Профессиональные предметы, экономику с математикой, я потом "добрал" в аспирантуре в NYU, и, в общем, средненький уровень (это относится именно к моей alma mater) университета оно скомпенсировалo. Но писать внятно (и, по кр. мере, грамотно цитировать и пользоваться библиотекой) я научился, во многом, именно в университете. Да и необходимость читать и понимать какие-то умные книжки, при всей моей нелюбви к философии, оказалась полезной. Ну и картина мира, при всем моем тогдашнем российско-советском снобизме, в итоге у меня сложилась на удивление более "адекватная", во многом, именно в результате всяких лишних "liberal arts". В общем, из университета я вышел намного подготовленней к получению образования, нежели когда в него попал :)

Во-вторых, полезным оказался опыт TA-ствования в аспирантуре. Несколько раз меня назначали на специальные "либеральные" курсы для "не-мейджоров". Один раз это было "обществоведение по-экономически" для необществоведов, другой раз "математика по-экономически" для гуманитариев (в NYU, в отличие от моей alma mater, роль либерального "core" выполняли специально для этого созданные курсы -- зато вели их настоящие крупные ученые; я со студентами задачки решал). И, на удивление, я вдруг понял, как много и как интересно мы в этих курсах студентам давали. В "обществоведении" была построена очень осмысленная "экономическая" картина мира, без единого упоминания о ценах и рынках. В общем, крайне непростые теоремы были поданы так элегантно и ясно, как их и экономистам не объясняют. При полной аудитории math and science majors, в итоге, лучше всех экзамен написал English major: он проигнорировал математическую запись, и все формулы и уравнения написал словами, но так, что читать приятно было. В общем, пусть и не имея доступа к "общелиберальному планированию" программы, я, вдруг понял, насколько оно осмысленно на самом деле.

В-третьих, сказывается многолетний опыт общения с коллегами-американцами. Да, на первом году аспирантуры американцам (особенно тем, кто не был math major) не хватало техники и оценки у них были так себе. Но вот на стадии диссертационной работы у них все оказывалось внятно и понятно: они могли формулировать задачи, они могли их решать, и могли внятно объяснять, что они делали. Ну и в более поздние годы, мне, наверно, везло: грамотные и умные коллеги попадались :)


http://langobard.livejournal.com/2563527.html
2009-11-16

Вот, вкратце, американская система образования.

Вначале идет четыре года undergraduate education (в некоторых случаях, оно распадается на первые два года associate degree, получаемые в двухгодичном community college, а потом уже собственно бакалавра, получаемого в университете/колледже более высокого уровня, но это сейчас опустим). Это образование не соответствует российскому "высшему", прежде всего, потому, что это, как правило, не профессиональное образование, а общекультурное liberal arts education. Основой его является нечто, именуемое core curriculum, в рамках которого студенты должны брать некий набор предметов: от театрального мастерства до физики (иногда это специальные курсы для "неспециалистов", в других университетах это могут быть просто вводные курсы соответствующей специальности). Философия является немаловажной составляющей этого core, поэтому кафедра философии обязательна всюду.

Поступивший в университет студент, как правило, при поступлении специальности не выбирает, а просто идет на "факультет искусств и наук". Первые годы он может не специализироваться, будучи занят core. Потом он объявляет специальность (major, их может быть и более одного), а иногда и вторичную область специализации, minor. Для каждой специализации есть определенный набор необходимых предметов для мэйджора и/или майнора. Но это именно специализация внутри liberal arts degree, а не профессиональное образование. Человек с мэджор в философии философ не в большей степени, чем человек со специализацией в математике - математик. Профессионального образования, в российском понимании, он не имеет, но к получению его готов.

Дальше идет graduate school, мастерские и докторские степени. Мастерские степени опустим. Докторские степени бывают профессиональными: медицинское и юридическое образование, например, даются только на этом уровне, те кто идут в эти школы получают соответственно традиционные степени M.D. и J.D. (доктор медицины и доктор юриспруденции). Есть еще, сравнительно редкая, традиционная степень доктора богословия (D.D.), есть и современные профессиональные степени типа доктора образования (Ed.D.) для учителей, доктора зубоврачебного дела (D.D.S) или доктора психологии (Psy.D.) Люди, собирающиеся заниматься наукой (в том числе и в психологии с медициной, если они не планируют практиковать или в дополнение к профессиональной степени) получают традиционную степень доктора философии (Ph.D.), соответствующую примерно российской кандидатской. Сама по себе степень эта к философии отношения не имеет, кандидатского минимума на этой стадии нет, но, поскольку, в силу требований liberal arts degree на первой стадии, кафедры философии есть всюду, то на них часто есть и аспиранты (преподавателям надо кому-то читать курсы соответствующего уровня, да и спрос на преподавателей имеется). Т.е., некое количество "докторов философии в философии" производится регулярно.


Я, на самом деле, вначале даже написал про "профессиональные школы" в андергрэдном образовании (кроме бухгалтерского учета и инженерии, в отдельных школах бывают и, скажем, изящные искусства, музыка, бизнес и много чего еще) но потом стер - оно, в общем, несколько сбоку классической системы американского образования. Традиционно подобное образование не считалось образованием "для джентльмена" (в NYU до начала 1970х годов было два колледжа: "для белых" liberal arts и для "небелых" - в смысле: католиков и евреев, - черных тогда было в системе образования немного, - где давали профессиональное образование). Сейчас оно более распространено, но, все же, формальным стандартом является liberal arts. Скажем, в Колумбийском университете, помимо трех "либеральных" колледжей (Коламбия, Барнард и General Studies, для тех, кто не прямо из школы) андергреды есть в инженерной и медсестринской школах, а так же в кое-каких семинариях, но основная часть андергредов именно в liberal arts, а в большинстве professional schools нет андергредных программ.

И оно не является маянием дурью - это, на самом деле, очень неплохое общее образование. Специализацию (мейджор) многие выбирают и с самого начала даже на факультетах liberal arts - но и меняют специализацию нередко, в течение первых двух лет оно достаточно безболезненно, т.к. требования к математикам и литераторам в части общего образования сходны. Вполне нормальным является и полная смена направления образования уже и вовсе после колледжа: у одной из моих университетских преподавательниц математики диплом бакалавра был в живописи (в свободное время она продолжала рисовать пейзажи - описывая рисунок формулами на компьютере).

> tyoma_cat:
> найти работу гуманитарию на Западе не просто: нужно иметь кандидатскую степень,
> докторат (post-doc) и быть готовым рвануть в любую точку на карте, где появилась
> вакансия, т.к. мест мало :(

Я не уверен, что во всех гуманитарных специальностях постдок является обязательной стадией. Все же, в естественных науках обилие постдоков обусловлено наличием экспериментальных лабораторий: профессорам нужна рабсила. В дисциплинах, где лабораторий либо нет, либо немного, постдоками некому заниматься, они никому не нужны. В моей специальности - экономике - постдоки редкость; через них проходит лишь небольшое меньшинство (вряд ли более 10% выпускников аспирантур). В политологии, по-моему, тоже так. Как в более гуманитарных дисциплинах - я не знаю, но вряд ли все поголовно проходят через эту стадию. Какие-то post doctoral fellowships есть наверняка, но мне не очень очевидно, где можно найти столько мест на постдоки, чтобы оно было обязательной ступенью по дороге в преподаватели. По крайней мере, беглый пробег по сайтам некоторых кафедр философии сколько-то преподавателей без постдочной стадии в биографии нашел (увы, в этой специальности не все вывешивают CV, точней не скажешь).

Что касается готовности "рвануть в любую точку", то оно вообще в академии верно, вне зависимости от специальности - товар штучный. Я (экономист) подавал в 120 университетов и получил четыре оффера из четырех частей света, включая Австралию. Я оказался в Мексике - половина сотрудников моей кафедры до приезда на интервью о Мексике знали только то, что она где-то рядом с США. На то она и академия. Но большинство людей с гуманитарными мейджорами в академию не идет.

Система обучения в других англоязычных странах чем-то похожа, но отличается в каждой стране довольно сильно. Английская система очень своеобразна. Переоценивать их схожести я бы не стал.

> tyoma_cat:
G> Я не уверен, что во всех гуманитарных специальностях пост док является
G> обязательной стадией.
> если есть хорошая лапа, то можно все степени получить даже в одном универе.
> но чаще люди получают мастера в одном универе, а в аспирантуре учатся в другом.
> постдок - желателен, без него пробиться сложнее, т.к. конкуренция высока!

G> В дисциплинх, где лабораторий либо нет, либо немного, постдоками некому заниматься,
G> они никому не нужны.
> в филологии есть :)

G> Что касается готовности "рвануть в любую точку", то оно вообще в академии верно,
G> вне зависимости от специальности - товар штучный.
> у физиков поиск более узкий: больше мест в развитых странах :)

G> Но большинство людей с гуманитарными мейджорами в академию не идет.
> да, я так и написал, они считают, что учиться в магистратуре и аспирантуре
> слишком сложно и не особо выгодно :(

1. Первую часть (насчет одного университета) я вообще не упоминал: к чему вы это? Впрочем, а причем здесь лапа? Поступай на общих основаниях, и все. Какая лапа в большом университете вроде NYU, где 3/4 предметов у андергреда вели внештатники или аспиранты: хорошо б найти кого-то из профессоров, кто б тебя упомнил, чтобы рекомендацию написал. Что категорически запрещено - это оставаться в родном университете после защиты.

2. Какой процент филологов идет через постдок? Просто интересно. У экономистов это совсем крохи.

3. Я не уверен, что у физиков больше мест "в развитых странах": у физиков есть постдоки, это да, но кафедры физики сами по себе не крупнее кафедр экономики, т.е. tenure track, надо полагать, примерно одних размеров. Намек на неразвитую страну не принимается: Мехико я выбрал вместо University of Melbourne :) большинство академических экономистов работает в США, а мест в "третьем мире" - доли процента, мне просто так повезло :) Просто у экономистов, как нам и положено, есть вполне реальный международный "рынок": место, куда все приезжают смотреть на молодые кадры, ну а мне пожить в Мексике было интересно.

4. Естественно, большинство мейджоров-гуманитариев (да и, скажем, физиков) не собирается в аспирантуру. Так же, как они и не являются (и не собираются быть) профессиональными гуманитариями. Выпускник университета с мейджором в физике никоим боком не физик, а с мейджором в философии - не философ. Философами/физиками их не назовут и родные мамы. Потому их так много и есть: сколько нужно физиков/философов?

> tyoma_cat:
> на факультете математики в универе Торонто из 5 аспирантов на постдок оставили
> одного - единственного канадца.

1. Постдок мне малознакомое явление - в экономике они редкость (особенно в США - в Европе их, по-моему, побольше); примера, подобного вашему (остаться на месте после защиты?), мне вообще неизвестно. Бывают случаи, когда человеку дают возможность не защищаться некоторое время, пока он ищет работу. Бывает, что нанимают почасовиком, что-то почитать годик-другой после защиты. Для карьеры оно довольно плохо. Безусловно, ассистентство на родной кафедре будет инцестом - явлением жуткой степени предосудительности.

2. Ну, вот видите, а знакомых экономистов, да еще с американским образованием, у вас точно в Латинской Америке нет, если меня не считать :) Так что, физикам оно, видать, чаще достается - что неудивительно, наша профессия преимущественно географически расположена в США. Ну, а мы тут делаем вид, что расположены в южном Техасе :)

(продолжение там же)

Доктор Философии не имеет никакого отношения к философии. Кафедры философии есть во всех университетах, и студенты (хоть бы и физики) обязаны брать курсы, где они читают Платона с Аристотелем и т.д. Есть и мейджоры в философии - большинство из которых потом будет заниматься чем-то еще.

В традиционных liberal arts and sciences colleges университетов от философии (или некоего курса по "западному канону" или чего-то в этом роде) никуда не денешься. У меня был выбор: 2 семестра политологии и семестр философии или же два семестра философии и семестр политологии. При этом на политологии читали тех же Платона с Аристотелем и, кажется, еще Св. Августином (или это было на философии? не помню). Я, безусловно, почти все уже забыл (университет закончил давно). Но что от core curriculum деться было некуда - помню хорошо.

Сейчас посмотрел специально требования NYU (я там был в аспирантуре и был TA в парочке core курсов; правда, естественно, не по философии: помогал учить философов математике, а математиков обществоведению). Курса под названием "философия" там нет, но есть курсы, где обязательно читаются Платон, Св. Августин, Паскаль, Руссо, Маркс, Ницше и т.д. и т.п. Можно выбрать так, чтобы их читал человек с кафедры английского или права, но можно, вроде, и философа.

В Коламбии обязательны предметы Contemporary Civilization in the West (официальное описание:surveys the history of moral and political thought from Plato to the present over the span of two semesters; в програме Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Кант и прочая, и прочая) и Masterpieces of European Literature and Philosophy (этот, правда, вроде больше литература).

В университетах попроще, вроде моей альмы матер (LIU; знаю, не бог весть что), специальных курсов не делают, а просто всех посылают на вводный курс (что-нибудь вроде PHI101 Introduction to Philosophy I and II). Но даже во вполне практичном Сити Колледже CUNY, где учатся, в основном, дети совсем не с аппер-ист-сайда, "students are required to choose one course from each of 8 categories called “Perspectives”" - и одна из этих категорий "Logical/Philosophical". Кафедра философии там, безусловно, есть.

В общем, в НЙ, по кр. мере, куда ни ткнешься (кроме, думаю, Политеха и т.п.), никуда от философии не денешься. Представить университет (кроме чего-то специализированого, вроде Политеха) без College of Arts and Sciences, а College of Arts and Sciences без философов мне сложно (навернятка бывают исключения: в Америке все есть - но я о правилах)

Кстати, посмотрев, что вы из Калифорнии, я подумал, что, возможно, в Калифорнии не совсем так. И, оказывается, вы в чем-то правы. Т.е., формально все устроено похоже, и кафедры философии есть, и core имеется. Но, по сути, по кр. мере в системе UC, оно свободней. Т.е., обязательное требование курса по философии/лингвистике можно удовлетворить, скажем, структурной лингвистикой или chicano studies (UCLA), или чем-то, скажем, афроамериканским или историческим (Беркли). Там, где на восточном побережье надо выбрать два из списка трех курсов (или вовсе нет выбора), в Калифорнии будет список из полутора сотен наименований, из которого нужно выбрать что-то одно.

Tags: США, образование
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments